Город Выборг

   

В 1293 году, отправившись в свой третий крестовый поход, войско шведов высадилось с кораблей на побережье Финского залива в районе нынешнего Выборга. Пришельцы разорили находившееся здесь поселение карел, а также их сторожевой пункт на небольшом островке. Оценив важное стратегическое месторасположение территории, шведы заложили на острове замок, и назвали его Выборг - «Святая крепость». По периметру возвышенной части острова была сооружена каменная стена с зубцами, а внутри нее четырхугольная, сложенная из гранитных валунов башня святого Олафа. Под защитой замковых стен на противоположном полуострове возникло торгово-ремесленное поселение. Посетивший Выборг король Эрик XIII Померанский, своей грамотой от 19 августа 1403 года, даровал ему официальные права города.
    Удобное географическое положение позволили Выборгу стать успешным посредником в морской торговле между Новгородом и Ганзой. В XV веке возводятся первые монументальные сооружения: Кафедральный собор и соборы Доминиканского и Францисканского монастырей. В середине XV века, в период наместничества Карла Кнутссона Бунде, большие строительные работы идут и в Выборгском замке - в это время он достигает наивысшего рассвета.
    В 1561-1564 гг. шведы провели работы по реконструкции башни св. Олафа: башня была разобрана до 2-го этажа, затем ее верхняя часть была надстроена из кирпича: 3-й и 4-й этажи в форме четырехгранника, три верхние получили восьмигранную форму. Высота башни без кровли составила около 40 м. На межэтажных перекрытиях были настланы полы, построена каменная винтовая лестница. У бойниц верхних этажей установлены пушки крупного калибра. Таким образом, башня св. Олафа стала артиллерийской и являлась в то время «одним из крупнейших сооружений такого рода в Северной Европе».
    В 1710 году войсками и флотом Петра I Выборг был взят штурмом и стал аванпостом молодой столицы России - Санкт-Петербурга. В 1744 году Выборг становится губернским городом России, и его развитие тесно связано с развитием Петербурга
    26 августа (7 сентября) 1856 года при устройстве в Выборгском замке фейерверка по случаю открытия Сайменского канала - загорелся купол башни св.Олафа. Вся башня выгорела изнутри. На несколько десятилетий эти помещения были заброшены и то, что неуничтожил огонь, разрушало время. Восстановительный ремон был начат только в конце XIX века, когда главный корпус замка и башня св. Олафа подверглись значительной переделке. В основном, сегодня Выборгский замок имеет тот вид, который он получил в ходе этих работ.
    И в настоящее время в замке располагается государственный музей «Выборгский замок». Выборг - старинный уютный город на северном побережье Балтики, в краю лесов, озер и скал. Его неповторимый облик несет на себе печать ушедших эпох. Прогуливаясь по тихим мощенным брусчаткой улицам можно встретить и шведскую крепостную башню и средневековый каменный домишко немецкого купца, и памятники русского классицизма, и великолепные образцы финского модерна и функционализма. В нескольких километрах на северо-западе от города расположен музей-заповедник Монрепо.
    История Монрепо восходит к середине 18 века, когда в Выборге начала складываться русская усадебная культура. В 1759-1784 годах усадьбой владел военный комендант Петр Ступишин, а в 1784-88 - губернатор Фридрих Вильгельм. Именно он дал усадьбе модное французское название Монрепо ("мой отдых"). В историю русского искусства усадьба вошла благодаря своему следующему владельцу - Людвигу фон Николаи (1737-1820) и его сыну Паулю.
    Просвещенный петербургский придворный и президент Академии Наук, барон Николаи пригласил для отделки своего выборгского имения талантливых архитекторов и садовников. Среди них в Монрепо прибыл друг барона – итальянский художник Джузеппе Мартинелли. Он несколько лет работал над созданием и украшением усадебного дома, включающего парадные залы с интерьерной живописью, библиотечный флигель и людские.
    Подлинным детищем Николаи стал пейзажный парк, не нарушающий естественную красоту северной природы. Парковые дорожки в нем постепенно переходили в лесные тропинки, карабкались по вырубленным в диких скалах ступенькам и уводили, наконец, на "Край света" - так в истинно романтическом духе назвали видовую площадку в самом конце парка. Общая атмосфера созданного Николаи парка была неотделима, конечно, от личности самого владельца и его времени. Эпоха Павла I, отмеченная любовью к тайным обществам, масонству, всему необычному и мистическому не могла не отразиться и в парковом искусстве, где появились китайские деревни, сумрачные гроты и т.п. Созданный примерно в одно время с императорскими парками в Павловске и Гатчине, парк Монрепо стал уединенной домашней резиденцией энциклопедиста Николаи, где он мог предаваться наукам, поэзии и в то же время оставаться на арене международной политики.
    Особое очарование парку придавали разбросанные тут и там павильоны, созданные знаменитыми архитекторами. Так, при входе в парк посетителя встречали "готические" ворота, спроектированные Карлом Энгелем. В глубине парка прятался источник "Сильмя", первоначально созданный Огюстом Монферраном. Дань финским легендам отдавала статуя героя Калевалы Вяйнемуйнена (скульптор Йоханнес Таканен). Фамильное кладбище семьи Николаи украшал маленький "замок" Людвиштейн (архитектор Чарльз Тэтам). Можно сказать, что в целом парк являл собой миниатюрную энциклопедию павильонного искусства: здесь были возведены такие типичные примеры паркового зодчества эпохи романтизма, как эрмитаж, грот, тосканская колонна, обелиск (обелиск де Броглио, архитектор Чарльз Тэтам), китайский мостик, прибрежный храм, т.н. Храм Нептуна (архитектор Мартинелли, Штакеншнейдер) и другие. К сожалению, не все эти постройки сохранились.

Вашему вниманию предлагается файл небольшой видеопрогулки (4.2 Mb, 5,6 мин) по Выборгу и парку Монрепо.
Видеофайл записан в формате RealVideo ( .rm). Соответствующий проигрыватель файлов и кодек можно скачать на сайте RealNetworks (http://www.real.com). Для удобства скачивания файл поджат в архив (.zip).

Hosted by uCoz